');>

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА

 «Создание информационного банка “Лучшие практики и методики преподавания русского языка и литературы”»

1. Князева Оксана Григорьевна

2. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с УИОП №7 имени А. С. Пушкина

3. Общий стаж педагогической деятельности -20 лет

4.  Высшая квалификационная категория , кандидат филологических наук

5. Адрес личного сайта http://russkiy123.umi.ru ).

6. Педагогическое кредо: «Если мы сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»,- Д. Дьюи.

7. Предмет (русский язык)

8. Уровень образования (средняя ступень (5-9 кл.)

9. Название педагогической практики (методики)

Гармония (Формирование культурологической и коммуникативной компетенции обучающихся на уроках филологического профиля и во внеурочной деятельности).

10. Содержательные компоненты практики (методики):

Дорожная карта  организации учебного процесса курса "Гармония"

· концептуальная основа

Курс представляет системный подход к развитию коммуникативных и речемыслительных умений учащихся на уроках русского языка, а также во внеурочной деятельности.

Данный издательский продукт представляет собой учебно-методическое пособие, тематически ориентированное на базовые национальные ценности, заложенные в концепции духовно-нравственного воспитания, приоритетными из которых являются, с точки зрения разработчика, такие,  как: Отечество, Милосердие, Православие, Культура;  а также обеспечено содержанием, формирующим коммуникативную компетенцию.

Курс предназначен для учителей русского языка и литературы, а также преподавателей основ православной культуры, МХК, ИЗО. Материалы могут быть использованы на разных  предметах, во внеурочной деятельности и внеклассной работе.". Абзац "

· технологическая основа

· цели обучения

· задачи обучения

· планируемые результаты обучения

· предметное содержание

·  способы организации учебного процесса, методы и приемы

· система оценки образовательного результата

Способы деятельности обучающихся по развитию коммуникативности, представленные в данном курсе, ориентированы на  грамматические темы курса, характеристику основных видов деятельности (на уровне учебных действий). При разработке учитывались современные подходы к методике развития связной речи, основные положения законов риторики, частично использовалась технология критического мышления посредством чтения.

Модель организации учебного процесса, по нашему мнению,  представляет собой совокупность из четырех блоков:

· мотивационно-целевой.

·  содержательный.

·  технологический:

1. методы и средства педагогического взаимодействия;

2. организация учебного процесса.

· результативно-оценочный.

Цели:

· формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

·  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; формирование мотивации к учению.

· овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

Указанная модель направлена на решение следующих задач:

Образовательные: расширение познавательной сферы.

Развивающие: развитие коммуникативных навыков, развитие речи, развитие мышления через, развитие рефлексивных умений через проведение взаимоанализа,  представления собственных достижений.

Воспитательные: воспитание любви к языку, умения ориентироваться в социуме.

В качестве приоритетных подходов выступают системно-деятельностный, компетентностный, проблемно-диалогический,   лингвокультурологический.

Важнейшей составляющей теоретического блока модели является система принципов, адекватная процессу функционирования модели.

1. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ заключается в осознании содержания и форм  учебной деятельности, понимании системы ее норм, участия в их совершенствовании, что способствует успешному формированию общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающихся.

3. ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире ( природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук ).

4. ПРИНЦИП МИНИМАКСА заключается в возможности освоения содержания образования на максимальном для обучающегося уровне

( определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы ) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально- безопасного минимума ( государственного стандарта знаний ).

 5. ПРИНЦИП ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

 6. ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ предполагает формирование у обучающихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

 7. ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой деятельности.

Важным структурным компонентом теоретического блока рассматри-ваемой модели является содержание процесса формирования компетенций. Это содержание включает в себя следующие аспекты:

- развивающий: развитие мотивации к деятельности; развитие лингвистических способностей;

- познавательный:  знания о языке; расширение общего познавательного кругозора;

- учебный: овладение знаниями, умениями и опытом деятельности;

- воспитательный: формирование толерантности в ходе овладения знаниями о другой культуре.

Главное в системе развивающего обучения – личностное развитие ученика, реализация ребёнка на максимальном для него уровне. Учителю необходимо знать дидактические принципы системы, в соответствии с которыми строится обучение развивающего уровня. Вот эти принципы:

- обучение на высоком уровне трудности;

- быстрый темп изучения программного материала;

- осознанное обучение;

- преобладание теоретических знаний над практическими навыками и умениями;

- общее развитие всех учеников, как сильных, так и слабых.[1]

Обеспечивают решение социально-культурных задач, выступают средством подготовки к выполнению социальных ролей и функций, профессионально-личностного развития гуманитарные образовательные технологии. Используя эти технологии, осуществляется направленность на актуализацию и обогащение духовной сферы субъектов образовательного процесса.

Целесообразным считаем использование технологий организации учебно-познавательной, учебно-игровой, учебно-поисковой деятельности (технологии проблемного обучения, игровые технологии); технологии организации диалога культур и точек зрения; технологии контекстного обучения, рефлексивного обучения, технология "погружения", проектная технология, а также следующих методов  обучения: практических (языковые, условно-речевые, речевые упражнения); интерактивных: неигровые (дискуссия, дебаты, кейс-задания) и игровых (дидактические игры, ролевые игры); проектных.

·         При контекстном обучении моделируется содержание деятельности, воссоздаются условия, отношения и действия, участвующих в общении людей.

·         Ролевая игра, являясь моделью межличностного общения, способствует развитию умений, а также способствует социализации обучающихся.

·         Методы контроля необходимы для оценки уровней сформированности компетенции. Целью контроля является определение качества усвоения изученного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений.

Предлагаемая модель строится на системе методических средств, к важнейшим из которых относится работа с текстом.

Для оценки уровня сформированности  компетенций нами были выявлены основные группы критериев:

- мотивационный критерий ;

- знаниевый критерий;

- деятельностный критерий.

 

 

целевой

Цель

Формирование культурологической, коммуникативной компетенций

Задачи

1) формирование мотивации  к изучаемому языку в его литературной форме, понимание национальной специфики

 

2) развитие умений устной и письменной коммуникации, овладение основными функциями общения

 

3) развитие лингвистического и социокультурного кругозора.

 

 


 

 

 

содержа-

тель

ный

Подходы

Системно-деятельностный

Лингво-культурологический

Проблемно-диалогический

 

Принципы

1. принцип деятельности.

2. принцип непрерывности

3. принцип целостности

4. принцип минимакса

 5. принцип психологической комфортности

 6. принцип вариативности

 7. принцип творчества

 

Содержание

Познавательный аспект

Учебный

аспект

 

Развивающий аспект

Воспитательный аспект

                 


 

техноло-

гиче

ский

Методы

практические (языковые, условно-речевые, речевые упражнения);

интерактивные: неигровые (дискуссия, дебаты, кейс-задания) и игровые (дидактические игры, ролевые игры)

проектные

Средства

Текст, коммуникативные упражнения, ролевая игра, социальное моделирование.

Технологии

Технологии проблемного обучения, игровые технологии; технологии АМО, технологии контекстного обучения, технология "погружения", проектная технология.

Алгоритм организации учебного занятия

1.      Актуализация знаний (воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Постановка цели и задач.

2.      Мотивация учебной деятельности учащихся (создание мотивационно-стимулирующей среды).

3.      Первичное закрепление

- в знакомой ситуации (типовые)

- в изменённой ситуации (конструктивные)

4.      Творческое применение и добывание  знаний в новой ситуации (проблемные задания).

5.       Рефлексия (подведение итогов занятия).

 

Условия

создание интерактивной развивающей среды

 

формирование готовности обучающихся  к проявлению внутренней мотивации, активности

 учет индивидуальных

особенностей

обучающихся

 

 

Оценочно-

результа-

тивный

Критерии

мотивационный

 

знаниевый

деятельностный

Результат

Сформированные  компетенции.

 Таким образом, дорожная карта обеспечивает становление и развитие у обучающихся УУД: лидерские умения и качества, умения работать в команде, коммуникативные умения и качества,  принимать во внимание разные точки зрения, критически относится к действительности, умение видеть свои ошибки и исправлять их, осуществляя самоконтроль, намечать путь к самосовершенствованию.

           Модель «Дорожной карты» проста и универсальна, не сложна по затратам ни временным, ни интеллектуальным,  и каждый учитель может ей воспользоваться  и применить в своей педагогической практике на любом уроке, в любой области знания и в школе любой ступени.

  1. Организация учебного занятия на основе моделирования  технологий актуализации мотивационного потенциала образовательной среды, а именно: технологии критического мышления, технологии активных методов обучения, кейс-метода и социального проектирования, технологии развития творческой деятельности. Предлагается модель организации учебного занятия, ориентированная на создание мотивированных ситуаций побуждающих к интеллектуальному действию, на развитие познавательных, коммуникативных УУД и творческое взаимодействие.
  2. Социальное проектирование и апробирование социальных ролей на уроках русского языка и литературы при активной интеллектуальной деятельности организуется в игровой, продуктивно-творческой форме, учитывающей социальный опыт обучающихся. Решение учебно-речевой задачи осуществляется в процессе ситуативных упражнений, которые максимально приближены к жизни.
  3. Организация самостоятельной работы обучающихся на основе разработанного «Маршрутного листа индивидуальной работы» служит для организации индивидуальной работы посредством  выполнения определенного объема самостоятельных работ разного уровня сложности с последующей корректировкой этих работ после проверки учителем индивидуального маршрутного листа каждого ученика.

 

11. Сведения о внедрении и тиражировании практики:

·        Открытые занятия "Сопоставление функциональных стилей речи. Знакомство с публицистическим стилем речи" (8 класс), "Обучающее сочинение "Мой край"(6 класс) в рамках проведения конкурса "Учитель года-2013"

·         Мастер-класс на региональной стажировочной площадке (Курск, МБОУ СОШ с УИОП №7 имени А. С. Пушкина, 2015)

·        Мастер-класс на Международной ярмарке социально-педагогических инноваций (Пермь, 2015)

12. Наличие информации об опыте реализации практики в открытом доступе

·        электронная библиотека КГУ

(http://catalog.inforeg.ru/Inet/GetEzineByID/302723 , http://kursksu.ru).

·        Международная ярмарка социально-педагогический инноваций  (http://www.crsoperm.ru/wp-content/uploads/2015/04/Приложение-ОБНОВЛЕННЫЙ.docx )

·         прошел частичную апробацию на дистанционном образовательном портале "Продленка" ( Просмотров: 1003 Скачиваний: 541) 
http://www.prodlenka.org/metodicheskie razrabotki/viewprofile/29155.html ),

·        используется в практике преподавания учителями русского языка и во внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №7 им. А. С. Пушкина г. Курска (http://kursk-sosh7.ru , http://russkiy123.umi.ru ).

13. Содержание предоставляемых материалов:

- учебно-методическое пособие «Гармония». 

  Материалы из опыта работы

S5 Box

Вход

НАЖИМАЯ НА КНОПКУ "ВОЙТИ", Я ДАЮ СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Register

*
*
*
*
*
*

Поля, отмеченные "*", обязательные для заполнения.