');>

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА


«Создание информационного банка “Лучшие практики и методики преподавания русского языка и литературы”»


1. Лаптева Ольга Алексеевна.

2. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области.

3. Общий стаж педагогической деятельности – 7 лет.

4.  Высшая квалификационная категория, кандидат филологических наук.

5. Страничка в сети Интернет: https://infourok.ru/user/lapteva-olga-alekseevna1

6. Педагогическое кредо.

«Учитель - очень интересная, но довольно сложная профессия. На мой взгляд, это даже не профессия, это образ жизни. Всегда быть рядом с детьми, помогать им в поиске ответов на сложные вопросы, научить решать важные жизненные задачи... Все это лежит на плечах школьного учителя. И важно - учитель не должен тяготиться своей ролью, учитель должен жить для других!

 

Их много — 
Курносых, несхожих, 
Влетающих в школу гурьбой. 
И с ними непросто. И все же 
Душе его дорог — любой. 
Он вел их 
По лесенке знаний, 
Страной научил дорожить, 
И видеть сквозь даль расстояний, 
И с умницей-книгой дружить... 
Пусть кто-то строителем станет, 
А кто-то хозяином рек, 
Но верится сердцу: 
Поставит 
Пятерку им завтрашний век. 
И, взрослыми став, через годы 
Ребята добром помянут 
И строгость его, и заботы, — 
Нелегкий учительский труд.

Б. Гайкович»

7. Русский язык и литература.

8. Уровень образования – средняя ступень (5-9 кл.); старшая ступень (10-11 кл.).

9. «Уроки развития речи на православную тематику».

10. Содержательные компоненты практики (методики):

Предлагаемая система включает уроки развития речи на православную тематику. В основе уроков лежит формирование социокультурной компетенции школьников как важнейшего условия социализации личности, как средства «вхождения» личности в культуру и освоения ценностей общества.

Данные уроки являются интегрированными уроками русского языка, литературы, истории Курского края, что является мощным стимулятором мыслительной и творческой деятельности обучающихся. Знакомство с историей Знаменского собора, Сергиево-Казанского собора, Михайловского храма г.Курска формирует не только уважение к историческому прошлому Курской области, но и способствует духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Представленные для изучения и описания памятники архитектуры родного края привлекают школьников своей «реальностью», трагичностью своей судьбы. Занимаясь исследованием и анализом художественных и научно-исторических текстов, обучающиеся соприкасаются с историческим прошлым Курска, обогащая свой жизненный опыт. В результате школьники желают поделиться своими размышлениями и впечатлениями об увиденном и услышанном и создают оригинальные творческие продукты (сочинения-эссе, стихотворения, письма).

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что представленная система уроков развития речи соответствует требованиям ФГОС ООО и ФГОС СОО и реализует основную цель стандартов – воспитание ученика, любящего свой край и своё Отечество, свою малую родину, уважающего культуру и духовные традиции своего края, испытывающего уважение к своему народу, его прошлому и настоящему, ответственность перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину.

Уроки построены с использованием технологии «Творческая мастерская», что способствует развитию креативного потенциала обучающихся.

Уроки объединены одной целью – опираясь на имеющиеся знания о языке, обогащать лексико-грамматический строй речи детей, учить их воспринимать и понимать чужую речь, развивать способности составлять собственные тексты на основе увиденного, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка.

Данной целью определяются следующие задачи обучения:

- развитие навыков построения текста-описания по образцу, собственного текста-описания, собственного текста-рассуждения, текста-описания с элементами рассуждения;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- обучение выбору точных, выразительных, уместных для данной речевой ситуации языковых средств;

- формирования чувства ответственности перед Родиной;

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважения к прошлому и настоящему России;

- воспитание уважения к истории Курского края, его историческому прошлому;

- воспитание интереса к живописи и к искусству в целом.

Планируемые результаты

личностные: положительное отношение к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания; воспитание чувства красоты, интереса к творчеству;

метапредметные  результаты:

регулятивные: умение определять и формулировать цель своей деятельности на уроке; умение планировать свою работу; высказывание собственного мнения при анализе материала по теме урока;  умение находить нужную информацию в поисковых системах интернет, в словарях; умение отбирать нужную информацию из предложенной;

коммуникативные: умение учитывать мнения одноклассников и учителя; умение строить связное устное и письменное высказывание по теме;

познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя; давать определение понятиям;

предметные результаты: обогащение активного словарного запаса обучающегося; расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; умение определять основную мысль сочинения и собирать материал по заданной теме; овладение выразительными свойствами языка; усвоение композиционной структуры сочинения-описания, сочинения-рассуждения; формирование умения строить текст-описание, текст-рассуждение, текст-описание с элементами рассуждения.

 

11. Сведения о внедрении и тиражировании практики (проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий на уровне образовательной организации, муниципальном, региональном, федеральном, международном уровнях).

- уровень образовательной организации:

Открытый урок по русскому языку в 8 классе. Тема «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника «Сергиево-Казанский собор г.Курска»» (09.10.2013).

- муниципальный:

Открытый урок по русскому языку в 5 классе «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника» на базе МБОУ «Полевской лицей» в рамках районного конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2013» (II место в районном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года – 2013», 15.02.2013).

Открытый урок по русскому языку в 11 классе «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.И. Солженицына» (24.11.2015).

- региональный:

 Открытый урок развития речи в 5 «А» классе «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника Знаменский собор г. Курска» для учителей русского языка и литературы Курской области в рамках работы региональной стажировочной площадки на базе МБОУ «СОШ № 50» г. Курска (02.03.2012)

 

·  другое:

Защита педагогического проекта «Лексикографическая деятельность на уроке как средство развития речи обучающихся» в рамках районного конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2013» (14.02.2013).

Выступление на секционном заседании всероссийской конференции «Реализация системно-деятельностного подхода к преподаванию дисциплин образовательной области «Филология». Тема «Использование технологии мастерских на уроках русского языка» (сертификат) (01.11.2012).

Участие в Федеральной программе «Русский язык в диалоге культур». В разделе «Методическая копилка-2» размещен конспект урока развития речи «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника. Знаменский собор г. Курска».   http://dialog.mggu-sh.ru/nominations/item/13/ 

Участие в конкурсной программе Всероссийской научно-методической конференции «Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню славянской письменности и культуры: социокультурный, лингвистический и методический аспекты», проведенной в рамках проекта «Организация и проведение мероприятий в рамках государственного праздника Дня славянской письменности и культуры (федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы). Конкурсная работа «Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию с элементами рассуждения “У входа в храм святых солунских братьев”». Статус работы – победитель. Москва: Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова. – http://www.dslav-kultura.mggu-sh.ruuserfiles/pobedit.doc. (Октябрь, 2014 г.).

Участие в работе секционного заседания по проблеме: «Сохранение историко-культурных ценностей и традиций в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования», проводимого в рамках Х Международных научно-образовательных Знаменских чтений «Формирование и развитие исторического типа русской цивилизации: к 700-летию рождения преподобного Сергия Радонежского» (18 марта 2014 г. Курск).

12. Наличие информации об опыте реализации практики в открытом доступе (нет, есть: в сети Интернет (указать ссылку); в печатном виде (указать выходные данные)).

· наличие описания практики в Интернет-источниках:

- Лаптева О.А. Конспект урока развития речи «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника. Знаменский собор г. Курска» и презентация к уроку // http://www.openclass.ru/node/309329

- Лаптева О.А. Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию с элементами рассуждения “У входа в храм святых солунских братьев”// https://infourok.ru/urok-razvitiya-rechi-podgotovka-k-sochineniyuopisaniyu-s-elementami-rassuzhdeniya-u-vhoda-v-hram-svyatih-solunskih-bratev-klass-1149247.html

- Лаптева О.А. Презентация к уроку развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию с элементами рассуждения “У входа в храм святых солунских братьев”// https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-razvitiya-rechi-podgotovka-k-sochineniyuopisaniyu-s-elementami-rassuzhdeniya-u-vhoda-v-hram-svyatih-solunsk-1149249.html

- Лаптева О.А. Урок развития речи в 11 классе «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту ”// https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-podgotovka-k-napisaniyu-sochineniyarassuzhdeniya-po-tekstu-klass-1149244.html

- Лаптева О.А. Презентация к уроку в 11 классе «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту ”//   https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-k-uroku-podgotovka-k-napisaniyu-sochineniyarassuzhdeniyu-po-tekstu-klass-1149245.html

- Лаптева О.А. Рабочий лист к уроку в 11 классе «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту ”// https://infourok.ru/rabochiy-list-k-uroku-russkogo-yazika-podgotovka-k-napisaniyu-sochineniyarassuzhdeniya-po-tekstu-klass-1149246.html   

- Лаптева О.А. Урок развития речи «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника. Сергиево-Казанский собор г. Курска» // https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-podgotovka-k-sochineniyuopisaniyu-arhitekturnogo-pamyatnika-sergievokazanskiy-sobor-g-kurska-1149254.html

- Лаптева О.А. Презентация к уроку развития речи «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника. Сергиево-Казанский собор г. Курска» // https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo-yazika-podgotovka-k-sochineniyuopisaniyu-arhitekturnogo-pamyatnika-sergievokazanskiy-sobor-g-kursk-1149256.html

·  наличие описания практики в печатных изданиях:

Лаптева О.А. Лексикографическая деятельность на уроке как одно из направлений обогащения словарного запаса обучающихся // Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании дисциплин образовательной области «Филология». Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Курск: КИНПО(ПКиПП)СОО, 2012. – 201 с. – С.81-84.

Лаптева О.А. Об использовании краеведческого материала на уроках русского языка в процессе подготовки учителя // Сохранение историко-культурных ценностей и традиций в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования: Материалы Х Международных научно-образовательных Знаменских чтений «Формирование и развитие исторического типа русской цивилизации и 700-летию преподобного Сергия Радонежского» / Под ред. Н.Н. Травкиной, О.В. Соболева, к.п.н., доц. Кожухов Ю.В., Л.М. Хализевой. – Курск: Изд-во КИНПО(ПКиПП)СОО, 2014, часть 1, 294 с. – С.126-129.

·  В сети Интернет (указать ссылку):

https://yadi.sk/i/8IjtrWwTtmYvg Видеосъемка урока русского языка «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника. Знаменский собор г. Курска», который проходил  в 5 «А»  классе МБОУ «СОШ 50»  второго марта 2012 г. (учитель – Лаптева Ольга Алексеевна).

https://yadi.sk/d/eqQqMG_btmzyH Видеосъемка урока русского языка «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника. Сергиево-Казанский собор г.Курска», который проходил  в 8  классе МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области  09.10.2013 (учитель – Лаптева Ольга Алексеевна).

13. Содержание предоставляемых материалов:

1)  Урок развития речи по теме «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника. Знаменский собор г. Курска» в 5 классе.

2)  Урок развития речи на тему «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника. Сергиево-Казанский собор г. Курска» в 7 классе.

3)  Урок развития речи на тему «Подготовка к сочинению-описанию с элементами рассуждения «У входа в храм святых солунских братьев» в 8 классе.

4)  Урок развития речи «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.И. Солженицына» в 11 классе.

  Материалы из опыта работы

S5 Box

Вход

НАЖИМАЯ НА КНОПКУ "ВОЙТИ", Я ДАЮ СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Register

*
*
*
*
*
*

Поля, отмеченные "*", обязательные для заполнения.